Наркоманы все до единого знают, что их смерть  находится на кончике иглы. Это тот самый случай, когда знание не освобождает от ответственности за собственную жизнь. Наркозависимые люди жизнь без наркотиков не представляют и ценят ее намного ниже, чем очередную дозу.

Передозировка наркотиком возникает при введении в организм дозы, превышающей верхний предел. Эта доза часто оказывается смертельной.  Расчет летальной дозы теоретически производится делением величины токсичности наркотика на массу тела наркомана.  Однако на практике  существует масса дополнительных факторов, влияющих на размер смертельной дозировки. При частом употреблении формируется толерантность к токсическим веществам, организм не воспринимает их как яды и худо-бедно уживается с ними. Поэтому опасность передозировки наибольшая у начинающих наркоманов и при срывах после длительной «завязки».

передоз амфетаминомФакторы, влияющие на максимально допустимую дозу наркотика

  •  способ приема наркотика: внутривенно, внутримышечно, через слизистую носа или желудочно-кишечного тракта;
  • общее состояние здоровья – развившийся цирроз печени у наркомана значительно снижает предельно допустимую дозу наркотика, так как он не подвергается обезвреживанию и откладывается в организме почти в неизменном виде, не принося никакого удовольствия;
  • совместное действие нескольких ядов, включая алкоголь.

Механизм разрушения организма при передозировке наркотиком

признаки передозировкиКогда превышена максимально допустимая доза наркотика, наступает смерть. К летальному исходу приводят следующие причины:

•       остановка дыхания вследствие перевозбуждения, либо полного угнетения нейронов дыхательного центра;

•       прекращение работы сердца из-за отключения сосудодвигательного центра, либо полной изношенности миокарда;

•       острая почечная недостаточность вследствие массированного отмирания клеток почечных канальцев – как следствие, отключение работы сердца и прекращение дыхания.

Признаки передозировки

Развитию патологического процесса, который начинается при передозировке наркотиком предшествует отравление, или эффект высокой дозы. Иногда эта стадия протекает столь скоротечно, что выделить ее не представляется возможным.

Передозировка наркотиком также не является молниеносной, она продолжается в течение определенного времени, за которое можно успеть оказать медицинскую помощь. Чтобы распознать начало патологического процесса, вызванного передозировкой, необходимо знать основные признаки передозировки, характерные для любых наркотиков.

Симптомы передозировки:

  • что делать при передозировкеизменение ритма и  глубины дыхания – начинается одышка, которая не приводит к насыщению организма кислородом;
  • появление тошноты и рвоты, не связанные с приемом пищи и не приносящие облегчения общего состояния;
  • изменение сознания: от оглушения до комы;
  • цианоз кожных покровов – синеют кончики пальцев, носа, губы, иногда цианоз приобретает диффузный характер – тогда кожа становится синей повсеместно;
  • резкое снижение кровяного давления;
  • изменение ритма работы сердца, причем, аритмия может проявляться как учащением работы сердца, так и урежением  до такой степени, что прощупать пульс становится невозможно;
  • стенокардическая боль за грудиной, проявляющаяся чувством жжения и сжимания сердца неведомым  прессом;
  •  острая, пульсирующая головная боль;
  • панический страх смерти;
  • появление  сильной потливости, при этом пот холодный и липкий;
  • выделение обильной пены изо рта.

Первая медицинская помощь при передозировке

помощь наркозависимомуНеотложную доврачебную медицинскую помощь оказывают наркоману его друзья, либо родственники. В первую очередь необходимо выяснить, находится ли пострадавший в сознании, затем действовать в зависимости от тяжести состояния.

Алгоритм помощи при передозировке наркотиком:

•       чтобы узнать, не нарушено ли сознание, следует громко окликнуть человека по имени, надавить кончиком пальца на переносицу, сильно потереть уши;

•       если сознание не покинуло наркомана, следует немедленно обеспечить приток свежего воздуха, поддерживать непрерывный разговор, не позволяя наркоману уснуть;

•       в случае отсутствия сознания необходимо перейти к реанимационным мероприятиям.

Принципы оказания сердечно-легочной реанимации наркомана:

•       Проверка проходимости дыхательных путей производится пробным вдохом рот в рот. Если грудная клетка пострадавшего движется – дыхательные пути свободны. При передозировке опиатами, проведение искусственного дыхания часто приводит в чувство пострадавшего.

•       Когда при искусственном вдохе грудная клетка остается без движения, следует проверить проходимость дыхательных путей. Для этого наркоману, находящемуся в положении лежа на твердой поверхности, поворачивают голову и очищают ротовую полость пальцами, обернутыми в аптечный бинт или чистую тряпку.

•       Если дыхательный центр после нескольких массированных искусственных вдохов не включается, следует переходить к сердечной реанимации.

При оказании реанимационной помощи обязательно нужно засечь время ее  начала и записать его для врачей «скорой помощи».

Особенности передозировки при разных видах наркотиков

передоз спайсомНаиболее часто передозировка наркотиком происходит при внутривенном введении, так как обратно из вены извлечь препарат невозможно.

Однако наблюдаются симптомы передозировки и при курении. Как правило, передоз спайсом начинается с отравления, которое в любой момент может перейти в кому. Человек видит или слышит галлюцинации, прячется от только ему «видимых  врагов», а потом внезапно присаживается и падает навзничь.

При употреблении «колес» так же возникает передозировка, приводящая к остановке сердца и дыхания. Однако передоз амфетамином не приводит к коматозному состоянию. Наркоманы умирают от гипертермии, находясь в полном сознании. Температура тела повышается до 42-44С0. При этом разрываются связи между цепочками ДНК – в этом случае сердечно-легочная реанимация не  приводит к положительному результату. И смерть от передозировки становится неизбежной.

Первая помощь в такой ситуации заключается в срочном охлаждении тела пострадавшего, путем погружения его в ванну с холодной водой. Важно при этом держать голову, чтобы не утопить спасаемого.